В 70-е годы прошлого столетия не было простого и быстрого инструмента
или метода, который позволял бы практическому врачу точно отделить
больного с аллергической причиной болезни от инфекционного больного. Как
правило, если ребёнок чем-то остро заболевал (нефрит, отит, менингит,
бронхит, гайморит, конъюнктивит, прочее,), то его обязательно лечили
сразу от двух возможных причин: аллергической и инфекционной. Для
больных с чисто инфекционным поражением, назначение антигистаминных
препаратов не вредило процессу лечения. Однако, для больного, у которого причиной болезни была только аллергия - всё было не так просто.
Лекарства, назначаемые обычно против инфекции, значительно затрудняли
процесс лечения аллергии и удлиняли период выздоровления. Болезнь,
вместо 3-5 дней удлинялась до 2-3 недель, а из-за ухудшения самочувствия
ребёнка часто, возникала необходимость для стационарного лечения.
Иногда дело доходило до отделения реанимации. И даже летального исхода. В
ряде случаев именно, ошибочная терапия приводила к тяжёлым
последствиям. Так было, потому что врач не мог, во время болезни, точно знать и решить, что причиной болезни является только аллергия! А значит не требуются для лечения антибиотики и белковые иммуномодуляторы!!! У
обычного практического педиатра не было в руках своеобразной
"лакмусовой бумажки"*, показывающей со 100% вероятностью, что у ребёнка
болезнь вызывает ТОЛЬКО АЛЛЕРГИЯ. Процесс дифференциальной диагностики
между болезнью аллергического и инфекционного генеза всегда был -
неразрешим. В 95% случаев конечный диагноз ставили наобум. И
всегда гипердиагностика в практической педиатрии смещалась в пользу
инфекции. Что являлось большой бедой для тех больных, у кого на самом
деле причиной болезни являлась аллергия. Особенно остро и фатально эта
проблема была у детей с обструктивным бронхитом. Из-за опасности
быстрого летального исхода, таких больных без всякого разбора быстро и
экстренно врачи скорой помощи помещали в инфекционный стационар**.
Такая же проблема дифференциации остро стояла и перед учёными:
педиатрами и инфекционистами. Так, как в острый период любой болезни не
возможно было отличить одну (аллергическую) патологию от другой
(инфекционной), то как правило, изучить особенности течения при
преобладании одной из причин болезни было просто не возможно. В любой
контрольной "чистой" группе обязательно присутствовали оба типа больных.
Учёным инфекционистам не удавалось сформировать 100% чистый
и однородный исходный массив только из инфекционных больных для
последующего изучения инфекционных болезней внутренних органов. Потому
что, когда изучали особенности инфекционного поражения, в
экспериментальной группе обязательно присутствовали 5-20% больные
аллергической этиологии. Аналогичная проблема была у учёных
педиатров, изучающих особенности аллергического поражения при
аллергических заболеваниях внутренних органов. А когда целью
исследования было изучить особенности аллергической патологии - в
экспериментальной группе обязательно присутствовали дети, больные
инфекционной этиологией..... В научной среде того времени
считалось, что такое положение вещей неизбежное. Потому что в природе не
существовало надёжного верифицирующего фактора, позволяющего учёным
создавать чистые группы испытуемых больных. Всем было очевидно и ясно,
что не возможно в период острой болезни разделить больных на две чистые
группы. Группу детей только с аллергической патологией. И группу детей
только с инфекцией. Поэтому исследователи придумывали всякие ухищрения и
сложнейшие методы исследование детей уже после острой болезни, которые
приблизительно и косвенно допускали мысль о том, что у ребёнка в острый
период "действительно" было! Причиной болезни была инфекция или болезнь
вызвала - аллергия? О каких болезнях у детей шла речь? И той и другой природы заболевания у детей может быть: нефрит,
гастроэнтерит, колит, отит, менингит, бронхит, энцефалит, дерматит,
ларинготрахеит, ринит, гайморит, стоматит, пародонтоз, тонзиллит,
аденоиды, пневмония, цистит, уретрит, конъюнктивит, прочее. Все
перечисленные выше заболевания могут быть как инфекционной, так и
аллергической природы. Иногда при заболевании присутствуют оба фактора.
Таблица. Так проводилось лечение детей до изобретения ФИБ-10 доктором Хусенским.
Лечение было одинаковое для всех групп заболеваний: сочетание противоинфекционных и противоаллергических препаратов
То, что в природе нет настоящего метода верификации, для создания
чистых экспериментальных групп для исследования особенности
аллергических заболеваний у детей - была общепризнанная в научных кругах
аксиома.Так думали все, но только не доктор Хусенский. Он был абсолютно
убеждён, что такой метод существует, но его надо просто найти или
создать. И он в свои неполные 27 лет, вчерашний выпускник
педиатрического института, ещё молодой специалист с трёх летним стажем
практической работы, нахально и непокорно "пошёл" наперекор всем большим
авторитетам от педиатрии. И не смотря на всеобщий скепсис и
недоверие, придумал как и сам разработал пригодный для верификации метод
дифференциальной экспресс диагностики. Единолично создал метод
верификации для разделения больных ОРЗ с астматическим компонентом от
больных детей с приступом бронхиальной астмы. Такой метод верификации
сначала помог ему и другим учёным в более детально изучить особенности
течения БОС у маленьких детей при различных этиологиях. А в
дальнейшем, его метод верификации здорово помог многим другим
ленинградским учёным, далеко продвинуться вперёд в вопросах изучения
особенностей течения различных воспалительных болезней у детей, где
возбудителем болезни могла быть или инфекция или аллергия. Все они, эти другие, в 80-90-х годах прошлого столетия, пойдя по стопам доктора Хусенского и используя его идею, его логику размышления, и им разработанную методику верификации аллергических больных,
в скором будущем смогли сначала создать чистые экспериментальные
массивы больных для последующего изучения и исследования (нефрит,
гастроэнтерит, колит, отит, менингит, бронхит, энцефалит,
дерматит, ларинготрахеит, ринит, гайморит, стоматит, пародонтоз,
тонзиллит, аденоиды, пневмония, цистит, уретрит, конъюнктивит,
прочее.,), особенностей течения аллергических болезней и методов
оптимального лечения. А потом и изучили более глубоко особенности
течения внутренних болезней инфекционной природы. А полученные классные
результаты легли в основу написания кандидатских и докторских
диссертаций и многочисленных умных и полезных книжек. Многие
из них, сегодня считаются большими авторитетами в области детской
аллергологии и педиатрии. Некоторые даже заведуют педиатрическими и
аллергологическими кафедрами в ряде Вузов России и стран СНГ. А
некоторые числятся главными городскими специалистами по аллергологии. И
мало кто из них уже помнит, кому они были обязаны своим невероятным
взлётом в научной карьере. А многие даже и не знали. Зато об
истинном авторстве метода верификации хорошо знали три профессора: И.М.
Воронцов, Э.К. Цыбулькин, и Е.В. Гублер. Которые в своё время не смогли
отговорить молодого ленинградского врача скорой помощи от безумной
идеи: создать метод верификации-разделения острого приступа бронхиальной
обструкции аллергического и инфекционного генеза. Не просто метода
разделения болезней. А метод разделения болезней в условиях до
госпитального этапа. Разделение больных с БОС по этиологии, на больных
ОРВИ с астматическим компонентом и на больных с приступом бронхиальной
астмы. Разделение больных быстро, точно, и без применения сложных
методов лабораторного исследования. Они отлично знали, кто
стоит у истоков создания ФИБ-10, но со временем, как-то свыклись с
мыслью, что и они соавторы (научные руководители Хусенского) этой идеи,
а строптивого и не очень лояльного к ним доктора, после получения им
блестящего результата, быстро задвинули назад на скорую помощь.
Между тем, простой доктор скорой помощи, доктор Хусенскийразрушил
бытовавшую тогда среди передовых авторитетных ученых педиатров
парадигму***: "квалифицированный врач стационара имеющий под рукой
комплексное лабораторное обследование и неограниченное время для решения
диагностической задачи, всегда исправляет диагностическую ошибку врача до госпитального этапа. Это значит, что диагноз врача стационара указанный в выписном эпикризе истина соответствующая действительности.".
Но Иосиф Хусенский так не считал, потому что много раз видел, что
происходит с детьми, больными приступом бронхиальной астмы, когда их по
ошибке госпитализируют в инфекционный стационар врачи неотложной помощи.
Этих детей долго и нудно в стационаре лечат от другой болезни и потом
выталкивают не долеченными с тем же ошибочным диагнозом, что был указан,
при поступлении в стационар. Такое повторялось многие годы
тысячекратно. Такое происходило и в глухой деревушке в поселковой
больничке и такое же происходило в современных передовых клиниках при
педиатрическом институте Ленинграда. Обычный врач скорой
помощи предположил совершенно немыслимую и революционную новую
парадигму!. Суть новой и революционной парадигмы состоит в том, что "Опытный и высококвалифицированныйврач специалист инфекционного стационара не исправляет диагностическую ошибку, совершённую врачом скорой помощи, а по инерции мышления, проводит все свои лечебные мероприятия в стационаре, полностью полагаясь на ложный диагноз врача, ошибочно госпитализировавшего больного ребёнкас ошибочным диагнозом - не в тот стационар! Диагноз высококвалифицированного врача стационара не всегда соответствует действительности! И своими научными исследованиями это невероятное предположение полностью доказал. Не
смотря на гениальность и удивительную научную прозорливость Иосифа
Хусенского , ни один из его научных "руководителей" , даже не подумал,
пригласить талантливого учёного, к себе на кафедру, хотя бы старшим
лаборантом. Зато, у них хватило ума воспринять новую
революционную парадигму предложенную доктором Хусенским. Они вскоре,
стали методику верификации, разработанную Хусенским на основе новой
парадигмы, просто переносить на другие болезни и передавать чужую идею
(в любом стационаре под одним и тем же диагнозом лечатся смешанная
группа детей с разными болезнями, вызванными разными причинами:
аллергией и инфекцией) и методику создания чистых экспериментальных
групп из смешанного стационарного массива, своим ученикам ассистентам и
аспирантам. А те легко, комфортно, и быстро набирали многочисленный
классный материал для диссертаций и научных публикаций. Но
они, уважаемые и большие учёные своего времени, давно покоятся с миром.
Пусть земля им будет пухом. В конечном итоге, от этого их "научного
плагиата" выиграли дети. И только Бог знает, что миллионы детей в мире,
обязаны своим спасённым здоровьем простому доктору скорой помощи из
Ленинграда. Обязаны не очень воспитанному сыну поселкового сапожника и
рабочей из маленького белорусского городка, который в свои 28 лет,
осмелился сделать и сделал, казалось бы не возможное. Увидел сам и
убедительно доказал другим новую парадигму*** в педиатрии.Иосиф Хусенский всего навсего сменил**** какую-то парадигму!
*
- ФИБ-10, реальная и очень надёжная "лакмусовая бумажка", способная
указать врачу на до госпитальном этапе, что бронхообструктивного
синдрома у ребёнка вызван только аллергией.
**- зная, как в
реальности обстоят дела на до госпитальном этапе с маленькими детьми
больными БОС, которых почти в 100% случаев врачи скорой доставляют в
инфекционные стационары с одним диагнозом, доктор аллерголог скорой
помощи Хусенский допустил революционную, но крамольную мысль,
определившей весь будущий успех. Его гениальная идея состояла в том, что
он усомнился (не поверил) в правильности и достоверности
окончательного диагноза, указываемого в выписном эпикризе опытными
врачами инфекционного стационара, курируемого ассистентами и доцентами с
нескольких кафедр головного в СССР, педиатрического института. Медицинского Института, который славился лучшими в мире учеными по педиатрической науке. Он для себя принял за аксиому смелое положение, что в архивных историях болезни детей, лечившихся когда-то в инфекционных стационарах с диагнозом: ОРЗ с астматическим компонентом
обязательно присутствовали дети из обеих групп с самого момента
поступления. 1. Дети, действительно больные ОРЗ с астматическим
компонентом и 2. Дети, больные не установленным (пропущенным всеми врачами) приступом бронхиальной астмы. Доктор Хусенский взял на себя невероятную смелость и неслыханную наглость: усомниться
в точности диагноза, установленного не только врачом скорой помощи, но и
высококвалифицированными врачами инфекционного стационара. Он в
своих исследованиях, особенно после знакомства с многочисленной
иностранной научной литературой, для себя осознал важную мысль, "в инфекционных стационарах не выявляют детей с приступом бронхиальной астмы". А
просто всех поступающих больных лечат и ведут по диагнозу врача скорой
помощи и в дальнейшем выписывают ребёнка с тем же диагнозом. НИЧЕГО НЕ
МЕНЯЯ. Фактически он сделал научную догадку о том, что дети, больные
бронхиальной астмой по ошибке попадающие в инфекционный стационар в
период приступа астмы, врачами стационара лечатся, по обычной схеме, как
все больные ОРЗ с астматическим компонентом. И выписываются с тем же
диагнозом, что и поступали. Инерция мышления. Эта гениальная и
вызывающая догадка потом полностью подтвердилась. Оставалось только
изобрести способ, как их, этих разных больных, но с одним выписным
диагнозом, точно разделить на две "чистые группы". На детей только ОРЗ
с астматическим компонентом. И на детей, только больных приступом
бронхиальной астмы. Именно это, немыслимое в то время действие, доктор
Хусенский и сделал. Он смог своим уникальным путём и талантом - создать
впервые в мире две абсолютно чистые экспериментальные группы. О чём в
дальнейшем блестяще доказала практика применения созданной им для до
госпитального этапа "лакмусовой бумажки для БОС у детей" - в виде
ФИБ-10 на Ленинградской станции скорой помощи.
*** - ПАРАДИГМА научная (от греч. paradeigma
— пример, образец) — совокупность научных достижений, признаваемых всем
научным сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и
образцом новых научных исследований. Все авторы новой парадигмы (братья
Райт, Галилей, Циалковский, Иисус Христос, Магомет, Будда, Ломоносов,
Менделеев, прочие,) слыли "глупыми" чудаками среди нормальных людей
своего времени.
**** - Смена парадигм (англ. paradigm shift) —
термин, впервые введённый историком науки Томасом Куном в книге
«Структура научных революций» (1962) для описания изменения базовых
посылок в рамках ведущей теории науки (парадигмы). Впоследствии термин
стал широко применяться и в отношении других сфер человеческого опыта.