Здоровье ребёнка - в наших руках !

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Вклад доктора Хусенского в мировую науку.
      В 70-е годы прошлого столетия не было простого и быстрого инструмента или метода, который позволял бы практическому врачу точно отделить больного с аллергической причиной болезни от инфекционного больного. Как правило, если ребёнок чем-то остро заболевал (нефрит, отит, менингит, бронхит, гайморит, конъюнктивит, прочее,), то его обязательно лечили сразу от двух возможных причин: аллергической и инфекционной. Для больных с чисто инфекционным поражением, назначение антигистаминных препаратов не вредило процессу лечения.
      Однако, для больного, у которого причиной болезни была только аллергия - всё было не так просто. Лекарства, назначаемые обычно против инфекции, значительно затрудняли процесс лечения аллергии и удлиняли период выздоровления. Болезнь, вместо 3-5 дней удлинялась до 2-3 недель, а из-за ухудшения самочувствия ребёнка часто, возникала необходимость для стационарного лечения. Иногда дело доходило до отделения реанимации. И даже летального исхода. В ряде случаев именно, ошибочная терапия приводила к тяжёлым последствиям.

          Так было, потому что врач не мог, во время болезни
, точно знать и решить, что причиной болезни является только аллергия!  А значит не требуются для лечения антибиотики и белковые иммуномодуляторы!!!
       У обычного практического педиатра не было в руках своеобразной "лакмусовой бумажки"*, показывающей со 100% вероятностью, что у ребёнка болезнь вызывает ТОЛЬКО АЛЛЕРГИЯ. Процесс дифференциальной диагностики между болезнью аллергического и инфекционного генеза всегда был - неразрешим.
       В 95% случаев конечный диагноз ставили наобум. И всегда гипердиагностика в практической педиатрии смещалась в пользу инфекции. Что являлось большой бедой для тех больных, у кого на самом деле причиной болезни являлась аллергия. Особенно остро и фатально эта проблема была у детей с обструктивным бронхитом. Из-за опасности быстрого летального исхода, таких больных без всякого разбора быстро и экстренно врачи скорой помощи помещали в инфекционный стационар**.

        Такая же проблема дифференциации остро стояла и перед учёными: педиатрами и инфекционистами. Так, как в острый период любой болезни не возможно было отличить одну (аллергическую) патологию от другой (инфекционной), то как правило, изучить особенности течения при преобладании одной из причин болезни было просто не возможно. В любой контрольной "чистой" группе обязательно присутствовали оба типа больных.
        Учёным инфекционистам не удавалось сформировать 100% чистый и однородный исходный массив только из инфекционных больных для последующего изучения инфекционных болезней внутренних органов. Потому что, когда изучали особенности инфекционного поражения, в экспериментальной группе обязательно присутствовали 5-20% больные аллергической этиологии.
       Аналогичная проблема была у учёных педиатров, изучающих особенности аллергического поражения при аллергических заболеваниях внутренних органов. А когда целью исследования было изучить особенности аллергической патологии - в экспериментальной группе обязательно присутствовали дети, больные инфекционной этиологией.....
       В научной среде того времени считалось, что такое положение вещей неизбежное. Потому что в природе не существовало надёжного верифицирующего фактора, позволяющего учёным создавать чистые группы испытуемых больных. Всем было очевидно и ясно, что не возможно в период острой болезни разделить больных на две чистые группы. Группу детей только с аллергической патологией. И группу детей только с инфекцией. Поэтому исследователи придумывали всякие ухищрения и сложнейшие методы исследование детей уже после острой болезни, которые приблизительно и косвенно допускали мысль о том, что у ребёнка в острый период "действительно" было! Причиной болезни была инфекция или болезнь вызвала - аллергия?
       О каких болезнях у детей шла речь? И той и другой природы заболевания у детей может быть: нефрит, гастроэнтерит, колит, отит, менингит, бронхит, энцефалит, дерматит, ларинготрахеит, ринит, гайморит, стоматит, пародонтоз, тонзиллит, аденоиды, пневмония, цистит, уретрит, конъюнктивит, прочее. Все перечисленные выше заболевания могут быть как инфекционной, так и аллергической природы. Иногда при заболевании присутствуют оба фактора.

Таблица. Так проводилось лечение детей до изобретения ФИБ-10 доктором Хусенским.


Лечение было одинаковое для всех групп заболеваний: сочетание противоинфекционных и противоаллергических препаратов
Нефрит, гастроэнтерит, колит, отит, менингит, бронхит, энцефалит, дерматит, ларинготрахеит, ринит, гайморит, стоматит, пародонтоз, тонзиллит, аденоиды, пневмония, цистит, уретрит, конъюнктивит, прочее.
ТОЛЬКО ИНФЕКЦИЯ
      инфекция+ аллергия
ТОЛЬКО АЛЛЕРГИЯ

       То, что в природе нет настоящего метода верификации, для создания чистых экспериментальных групп для исследования особенности аллергических заболеваний у детей - была общепризнанная в научных кругах аксиома.Так думали все, но только не доктор Хусенский. Он был абсолютно убеждён, что такой метод существует, но его надо просто найти или создать. И он в свои неполные 27 лет, вчерашний выпускник педиатрического института, ещё молодой специалист с трёх летним стажем практической работы, нахально и непокорно "пошёл" наперекор всем большим авторитетам от педиатрии.
       И не смотря на всеобщий скепсис и недоверие, придумал как и сам разработал пригодный для верификации метод дифференциальной экспресс диагностики. Единолично создал метод верификации для разделения больных ОРЗ с астматическим компонентом от больных детей с приступом бронхиальной астмы. Такой метод верификации сначала помог ему и другим учёным в более детально изучить особенности течения БОС у маленьких детей при различных этиологиях.
       А в дальнейшем, его метод верификации здорово помог многим другим ленинградским учёным, далеко продвинуться вперёд в вопросах изучения особенностей течения различных воспалительных болезней у детей, где возбудителем болезни могла быть или инфекция или аллергия.
       Все они, эти другие, в 80-90-х годах прошлого столетия, пойдя по стопам доктора Хусенского и используя его идею, его логику размышления, и им разработанную методику верификации аллергических больных, в скором будущем смогли сначала создать чистые экспериментальные массивы больных для последующего изучения и исследования (нефрит, гастроэнтерит, колит, отит, менингит, бронхит, энцефалит, дерматит, ларинготрахеит, ринит, гайморит, стоматит, пародонтоз, тонзиллит, аденоиды, пневмония, цистит, уретрит, конъюнктивит, прочее.,), особенностей течения аллергических болезней и методов оптимального лечения. А потом и изучили более глубоко особенности течения внутренних болезней инфекционной природы. А полученные классные результаты легли в основу написания кандидатских и докторских диссертаций и многочисленных умных и полезных книжек.
       Многие из них, сегодня считаются большими авторитетами в области детской аллергологии и педиатрии. Некоторые даже заведуют педиатрическими и аллергологическими кафедрами в ряде Вузов России и стран СНГ. А некоторые числятся главными городскими специалистами по аллергологии. И мало кто из них уже помнит, кому они были обязаны своим невероятным взлётом в научной карьере. А многие даже и не знали.
       Зато об истинном авторстве метода верификации  хорошо знали три профессора: И.М. Воронцов, Э.К. Цыбулькин, и Е.В. Гублер. Которые в своё время не смогли отговорить молодого ленинградского врача скорой помощи от безумной идеи: создать метод верификации-разделения острого приступа бронхиальной обструкции аллергического и инфекционного генеза. Не просто метода разделения болезней. А метод разделения болезней в условиях до госпитального этапа. Разделение больных с БОС по этиологии, на больных ОРВИ с астматическим компонентом и на больных с приступом бронхиальной астмы. Разделение больных быстро, точно, и без применения сложных методов лабораторного исследования.
        Они отлично знали, кто стоит у истоков создания ФИБ-10, но со временем, как-то свыклись с мыслью, что и они  соавторы (научные руководители Хусенского) этой идеи, а строптивого и не очень лояльного к ним доктора, после получения им блестящего результата, быстро задвинули назад на скорую помощь.
        Между тем, простой доктор скорой помощи, доктор
Хусенский разрушил бытовавшую тогда среди передовых авторитетных ученых педиатров парадигму***: "квалифицированный врач стационара имеющий под рукой комплексное лабораторное обследование и неограниченное время для решения диагностической задачи, всегда исправляет диагностическую ошибку врача до госпитального этапа. Это значит, что диагноз врача стационара указанный в выписном эпикризе истина соответствующая действительности.".
         Но Иосиф Хусенский так не считал, потому что много раз видел, что происходит с детьми, больными приступом бронхиальной астмы, когда их по ошибке госпитализируют в инфекционный стационар врачи неотложной помощи. Этих детей долго и нудно в стационаре лечат от другой болезни и потом выталкивают не долеченными с тем же ошибочным диагнозом, что был указан, при поступлении в стационар. Такое повторялось многие годы тысячекратно. Такое происходило и в глухой деревушке в поселковой больничке и такое же происходило в современных передовых клиниках при педиатрическом институте Ленинграда.
         Обычный врач скорой помощи предположил совершенно немыслимую и революционную новую парадигму!. Суть новой и революционной парадигмы состоит в том, что
  "Опытный и высококвалифицированный врач специалист инфекционного стационара не исправляет диагностическую ошибку, совершённую врачом скорой помощи, а  по инерции мышления, проводит  все свои лечебные мероприятия в стационаре, полностью полагаясь на  ложный диагноз врача, ошибочно госпитализировавшего больного ребёнка с ошибочным диагнозом - не в тот стационар!  Диагноз высококвалифицированного врача стационара не всегда соответствует действительности! И своими научными исследованиями это невероятное предположение полностью доказал. 
       
Не смотря на гениальность и удивительную научную прозорливость Иосифа Хусенского , ни один из его научных "руководителей" , даже не подумал, пригласить талантливого учёного, к себе на кафедру, хотя бы старшим лаборантом. Зато, у них хватило ума воспринять новую революционную парадигму предложенную доктором Хусенским. Они вскоре, стали методику верификации, разработанную Хусенским на основе новой парадигмы, просто переносить на другие болезни и передавать чужую идею (в любом стационаре под одним и тем же диагнозом лечатся смешанная группа детей с разными болезнями, вызванными разными причинами: аллергией и инфекцией) и методику создания чистых экспериментальных групп из смешанного стационарного массива, своим ученикам ассистентам и аспирантам. А те легко, комфортно, и быстро набирали многочисленный классный материал для диссертаций и научных публикаций.
        Но они, уважаемые и большие учёные своего времени, давно покоятся с миром. Пусть земля им будет пухом. В конечном итоге, от этого  их "научного плагиата" выиграли дети. И только Бог знает, что миллионы детей в мире, обязаны своим спасённым здоровьем простому доктору скорой помощи из Ленинграда. Обязаны не очень воспитанному сыну поселкового сапожника и рабочей из маленького белорусского городка, который в свои 28 лет, осмелился сделать и сделал, казалось бы не возможное. Увидел сам и убедительно доказал другим новую парадигму*** в педиатрии.
  Иосиф Хусенский всего навсего сменил**** какую-то парадигму!




* - ФИБ-10, реальная и очень надёжная "лакмусовая бумажка", способная указать врачу на до госпитальном этапе, что бронхообструктивного синдрома у ребёнка вызван только аллергией.

**- зная, как в реальности обстоят дела на до госпитальном этапе с маленькими детьми больными БОС, которых почти в 100% случаев врачи скорой доставляют в инфекционные стационары с одним диагнозом, доктор аллерголог скорой помощи Хусенский допустил революционную, но крамольную мысль, определившей весь будущий успех. Его гениальная идея состояла в том, что он усомнился (не поверил) в правильности и достоверности окончательного диагноза, указываемого в выписном эпикризе опытными врачами инфекционного стационара, курируемого ассистентами и доцентами с нескольких кафедр головного в СССР, педиатрического института. Медицинского Института, который славился лучшими в мире учеными по педиатрической науке. Он для себя принял за аксиому смелое положение, что в архивных историях болезни детей, лечившихся когда-то в инфекционных стационарах с диагнозом: ОРЗ с астматическим компонентом обязательно присутствовали дети из обеих групп  с самого момента поступления. 1. Дети, действительно больные ОРЗ с астматическим компонентом и 2. Дети, больные не установленным (пропущенным всеми врачами) приступом бронхиальной астмы. Доктор Хусенский взял на себя невероятную смелость и неслыханную наглость: усомниться в точности диагноза, установленного не только врачом скорой помощи, но и высококвалифицированными врачами инфекционного стационара. Он в своих исследованиях, особенно после знакомства с многочисленной иностранной научной литературой, для себя осознал важную мысль, "в инфекционных стационарах не выявляют детей с приступом бронхиальной астмы". А просто всех поступающих больных лечат и ведут по диагнозу врача скорой помощи и в дальнейшем выписывают ребёнка с тем же диагнозом. НИЧЕГО НЕ МЕНЯЯ. Фактически он сделал научную догадку о том,  что дети, больные бронхиальной астмой по ошибке попадающие в инфекционный стационар в период приступа астмы, врачами стационара лечатся, по обычной схеме, как все больные ОРЗ с астматическим компонентом. И выписываются с тем же диагнозом, что и поступали. Инерция мышления. Эта гениальная и вызывающая догадка потом полностью подтвердилась. Оставалось только изобрести способ, как их, этих разных больных, но с одним выписным диагнозом,  точно разделить на две "чистые группы".  На детей только ОРЗ с астматическим компонентом. И на детей, только больных приступом бронхиальной астмы. Именно это, немыслимое в то время действие, доктор Хусенский и сделал. Он смог своим уникальным путём и талантом - создать впервые в мире две абсолютно чистые экспериментальные группы. О чём в дальнейшем блестяще доказала практика применения  созданной им  для до госпитального этапа "лакмусовой бумажки для БОС у детей" -  в виде ФИБ-10 на Ленинградской станции скорой помощи.

***  - 
ПАРАДИГМА научная (от греч. paradeigma — пример, образец) — совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых научных исследований. Все авторы новой парадигмы (братья Райт,  Галилей, Циалковский,  Иисус Христос, Магомет, Будда, Ломоносов, Менделеев, прочие,) слыли "глупыми" чудаками среди нормальных людей своего времени.

**** - Смена парадигм (англ. paradigm shift) — термин, впервые введённый историком науки Томасом Куном в книге «Структура научных революций» (1962) для описания изменения базовых посылок в рамках ведущей теории науки (парадигмы). Впоследствии термин стал широко применяться и в отношении других сфер человеческого опыта.


Источник: http://clck.ru/8bi80
Категория: Мои статьи | Добавил: Marat (23.03.2013) | Автор: Marat Drujinin/מראט אדם דרוזינין E W
Просмотров: 1086 | Теги: одышка, диагностика, аллергия, детей, ребёнок задыхается, Израиль, приступ, лечить, Кашель, лечение | Рейтинг: 0.0/0